Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Карелия: наша цель — добывать стране рыбу

Фильтры

Регион

Новости

Карелия: наша цель — добывать стране рыбу

Рыбная отрасль всегда занимала заметное место в структуре карельской экономики. Сегодня в океаническом рыболовстве в Карелии работает 31 предприятие.

В 2008 году рыбная отрасль республики показала результат в 59 тысяч тонн добытой рыбы. Для сравнения приведем прошлогоднюю статистику мясной промышленности Карелии — 8,4 тысячи тонн мяса в совокупности, включая крупный рогатый скот, свиней и птицу. О том, где сегодня работают карельские рыбодобывающие суда, с какими проблемами сталкиваются и какие планы строят наши рыбаки, мы поговорили с председателем Союза рыбо-промышленников Карелии, депутатом Законодательного Собрания РК Игорем ЗУБАРЕВЫМ.

— Что представляет собой сегодня рыбная отрасль Карелии? Охарактеризуйте ее, пожалуйста, кратко.

— Говоря о рыбной отрасли, мы должны разделить ее на две составные части — океаническое рыболовство и рыболовство на внутренних республиканских водоемах. Океаническое рыболовство представлено предприятиями, которые осуществляют промысел в Баренцевом, Норвежском морях, в Северной части Атлантического океана. Имея современный промысловый флот, эти предприятия добывают и поставляют на рынок треску, пикшу, сельдь, путассу, скумбрию и другие породы рыб.

Всего в этом секторе работает 31 предприятие. В основном они заняты добычей трески и пикши Баренцева моря. Всего на 2009 год карельским предприятиям приказом Федерального агентства по рыболовству выделено 22 740 тонн трески и 9 152 тонны пикши. Некоторые из предприятий работают в более отдаленных районах промысла. Восемь предприятий имеют квоту и работают в Норвежской экономической зоне, там традиционно добывается сельдь, ее Карелии выделено почти 15 тысяч тонн.
Три предприятия — «Альтернатива», «Беломорская база переработки и лова рыбы» и «Вирма» — работают и в зоне Фарерских островов. Используя автономный крупнотоннажный флот, они там добывают выделенный Карелии объем путассу в 2788 тонн и скумбрии — 624 тонны. Этих квот не хватает для загрузки имеющегося у предприятий флота, поэтому они предпринимали дальние промысловые походы в международные зоны Атлантического океана. Это — открытые, говоря простым языком, «ничейные» части океана, где лов рыбы не квотировался.

В прошлом году, например, ООО «Кемские промыслы» одним своим траулером «Семен Лапшенков» добыло 3 600 тонн путассу. Это — огромный объем рыбы, за год жители Карелии покупают около 2000 тонн. Это и существенный вклад в карельскую экономику, так как вылов шел сверх выделенных республике квот.

Объем добываемой карельскими рыбаками рыбы существенно превышает потребление внутри республики. Эта работа должна восприниматься как вклад Карелии в продовольственную безопасность страны. Уровень потребления в России рыбы собственного производства увеличивается каждый год. Федеральный центр ставит четкую задачу — сократить влияние импорта.
Возвращаясь к ресурсам, отмечу, что с текущего года после 5-летнего моратория возобновлен промысел мойвы. Четырем карельским предприятиям, ранее исторически добывавшим мойву, выделено почти 7,5 тысячи тонн рыбы. Первые грузы мойвы уже доставлены в рыбный порт Мурманска. Мы сдаем эту рыбу на берег по цене около 20 рублей за килограмм. Интересно будет проследить, по какой цене она появится в магазинах.
Все перечисленные объемы карельские предприятия планируют в течение года добыть. Прошлый год наша отрасль закончила с увеличением производства, объем добытой только в океане рыбы составил 47,5 тысячи тонн, 112% к уровню 2007 года.

Рыболовство на внутренних водоемах дает меньше рыбы, но имеет высокую важность для обеспечения занятости населения и наличия рыбы на рынках и в магазинах. На карельских озерах и на Белом море в общей сложности работает почти 300 субъектов, в основном индивидуальные предприниматели. В прошлом году они выловили 2,5 тысячи тонн рыбы на озерах и около 0,5 тысячи тонн рыбы на Белом море. В основном это известные всем местные породы: ряпушка, корюшка, сиг, судак, окунь, плотва и другие.
— Федеральные СМИ много сообщали о значительной реформе рыбной отрасли. Что изменилось в регулировании добычи рыбы?

— Прежде всего, в прошлом году карельские предприятия преодолели важный барьер, историческую веху в регулировании рыбной отрасли — распределение квот на 10 лет. Раньше квоты делились в Москве каждый год, и с этим было связано много скандалов. Несколько лет назад президент В.В. Путин дал поручение решить эту проблему. Было решено организовать систему распределения ресурсов на прозрачной и долгосрочной основе.

В прошлом году осенью был организован прием и рассмотрение заявок от всех российских предприятий рыбной отрасли на закрепление за ними объемов рыбы на 10 лет. Проверка шла жесточайшая. Требовалось наличие судов, статистика истории промысла, огромное количество документов. Том заявки составлял до 800 страниц документов. Так федеральный центр отсеивал компании-рантье. Это — пустые фирмы, которые когда-то от чиновников получили квоты и торговали ими. Не имея своего флота, эти фирмы продавали рыбу в море.

Среди карельских предприятий таких не было, потерь не произошло. Все получили положенные объемы рыбы, закрепленные теперь за компаниями до 2018 года в процентных долях от общих допустимых уловов по каждой породе. Такой горизонт планирования, конечно, добавил отрасли стабильности.

Кроме системы распределения квот реформа коснулась и других аспектов рыбодобычи. Приняты около 30 постановлений правительства России по разным вопросам. Теперь рыба, вылавливаемая в российской зоне, должна обязательно поставляться на российский берег для таможенного оформления, даже в случае планируемого экспорта. Эта мера направлена прежде всего на контроль наших дальневосточных коллег. Но и порты Северной Норвегии немало пострадают от введения этого правила. Суда, ранее разгружавшие рыбу в Норвегии, теперь должны пойти в Мурманск.

Параллельно правительством России приняты регламенты таможенного и пограничного оформления судов при заходе в порты. Волокиту и бюрократию контролеров эта мера пока не победила, но шаг сделан в абсолютно правильном направлении.

Сейчас федеральный центр разрабатывает комплекс мер, направленный на развитие береговой инфраструктуры по приемке, хранению, переработке и транспортировке рыбопродукции. Конечной целью всей работы является увеличение средней нормы потребления рыбы россиянами.

— Как финансовый кризис повлиял на карельские рыбодобывающие компании?
— Существенная доля продукции рыбной отрасли идет на экспорт. Поэтому проблемы с платежеспособностью на мировом рынке сразу коснулись и рыбаков. За последние несколько месяцев цена на основные добываемые породы сократилась в 2,5 раза.
Это означает, что при сохранении уровня расходов на эксплуатацию флота, при сохранении других основных затрат мы получаем меньше средств. Эта ситуация знакома всем, кто работает на экспортных рынках. У нас в Союзе рыбопромышленников эта проблема постоянно обсуждается. Стараемся совместно планировать промысловую работу предприятий так, чтобы они в меньшей степени страдали от сезонных изменений на цену рыбы.

Вместе с этим мы понимаем, что в условиях повышения цен на продукты, особенно импортные, роль рыбной отрасли в обеспечении продовольственной безопасности повышается. Полнота освоения квот и регулярность поставок рыбы на берег имеют в условиях кризиса и социальное значение.

— Самый популярный вопрос, который задают руководителю Федерального агентства по рыболовству А.А. Крайнему, — почему рыба в магазинах дорожает. У вас какое мнение по этому вопросу?

— Мое мнение таково, что государство должно больше регулировать потребительские рынки. Задача руководителя рыбодобывающего предприятия — максимальное количество судосуток промысла. Наша цель — добывать стране рыбу, привозить ее на берег с минимально возможными простоями судов. Дальше рыба движется в соответствии с законами рынка, без какого-либо контроля. По мнению упомянутого вами А.А. Крайнего, высокие цены на рыбу сегодня продиктованы наличием между рыбаком и потребителем толстой прослойки из переработки, транспорта и торговли. Закона о торговле нет, и регулировать цены хотя бы на социальные породы — мойву, сельдь, путассу, речную рыбу — невозможно.

Наша флотская наценка к себестоимости добычи существенно ниже наценки всех тех торговых структур, через которые рыба потом проходит. Я для примера уже упоминал нашу цену на мойву. Торговля рыбой конечному потребителю не может входить в наши задачи, иначе пострадает управление флотом, которое требует круглосуточного напряженного внимания.

Источник: Курьер Карелии

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись